МБОУ "СШ № 8"
г.Норильск, Красноярский край
  • Направления деятельности

    Диагностическое направление

    Цель обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня умственного развития ребенка, анализ письменных работ, наблюдение за учащимися в учебной деятельности.

    • первичное дефектологическое обследование;
    • систематические  наблюдения за   динамикой  и    коррекцией психического, интеллектуального развития;
    • проверка соответствия выбранной программы, методов и приемов  обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

    Коррекционное направление

    Коррекционное направление представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержание коррекционной работы.

    Коррекционно-развивающая работа:  

    • создание условий для развития сохранных функций;
    • определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих  занятий;
    • формирование положительной мотивации к обучению;
    • повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
    • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;
    • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
    • обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ в процессе коррекционно-развивающих занятий.

    Аналитическое направление

    Данное направление обеспечивает взаимодействие всех специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий.

    Аналитическая деятельность и профилактика: 

    1. системный анализ личностного и познавательного развития ребенка,  позволяющий выявить отдельные проявления нарушений психического  развития обучающегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
    2. создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих  программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию  различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
    3. обеспечение специализированного сопровождения в процессах обучения  и воспитания. В зависимости от основного нарушения в развитии,  каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который  обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
    4. профилактика перегрузок обучающихся.

    Консультативно - просветительское и профилактическое направление

    Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка. А также создание просветительских уголков, информационных стендов и буклетов

    Консультации для родителей по вопросам организации безопасной развивающей семейной среды и семейной поддержки деятельности ребенка: 

    • информирование родителей о  проблемах ребенка;
    • помощь в вопросах воспитания и обучения ребенка.

    Организационно-методическое направление

    Это направление включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, а также оформление документации.

    • подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений,  педагогическим советам;
    • участие в мероприятиях;
    • оформление необходимой соответствующей документации.

    Категории обучающихся и основные направления коррекционной работы

    Категории детей с ограниченным здоровьем (согласно ФГОС для обучающихся с ОВЗ):

    • обучающиеся с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
    • обучающиеся с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
    • обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи;
    • обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
    • обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР);
    • обучающиеся с расстройством аутистического спектра (РАС);
    • обучающиеся со сложными дефектами.

    Основные направления коррекционной работы на коррекционных занятиях

    1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:

    • Развитие общей и мелкой моторики и предметного праксиса;
    • Развитие навыков каллиграфии;
    • Развитие артикуляционной моторики;

    2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

    • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
    • Развитие зрительно-моторной координации;
    • Развитие зрительной памяти и внимания;
    • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
    • Развитие пространственных представлений и ориентации;
    • Развитие представлений о времени;
    • Развитие слухового внимания и памяти;
    • Развитие слухо-моторной координации;
    • Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

    3. Развитие основных мыслительных операций:

    • Навыков соотнесенного анализа;
    • Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
    • Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
    • Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

    4. Развитие различных видов мышления:

    • Развитие наглядно-образного мышления;
    • Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

    5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностнойсферы  (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

    6. Развитие речи, овладение техникой речи.

    7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

    8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

    Формы работы учителя-дефектолога

    Основной формой коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. В тоже время занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie